Tatiana Yevtushok

Psychotherapist. Gestalt coach

Hysterical model of relationships and its reconsideration in theory and practice of Gestalt therapy

  • psychotherapy

Does hysteria exist today? Current trends in working with psychopathology in Gestalt therapy undeservedly ignore the hysterical modality of relationships, since hysteria is considered an obsolete phenomenon inherent to women of the past times of Freud. Rosaria Lisi, author of the book that came out in the spring of 2019 in the Italian Institute of Gestalt Therapy Kairos (founded in 1979), entitled “Hysteria and Gestalt Therapy. When everything is in relation”, when was referring to the work of the director of the institute, Giovanni Salonia, fully described how hysteria is inherent in our modern society, equally to men, and women, justifying its origins and relevance, as well as “putting it through» Gestalt therapeutic theory backed by practice. Since the book is still only in Italian, and its ideas have captured me so much that I found it necessary to bring them to light, in this article I tried to convey the essence of it in the most concentrated way, after all, psychotherapy (psychoanalysis), as a method of “treating with the word” was created of out of hysteria.

Initially, hysteria (from ancient Greek «uterus») was considered a mental disorder of women. In her book, the author shows how, over time, this disorder was revised, and its symptoms opened from other sides, so now it is considered inherent also to men, and the origin of its name from the word “uterus” indicates not the female side, but the maternal side that gives life to children (sons and daughters) who enter the world not only in vertical relationships with their parents, but also in the horizontal world of brothers and sisters, which makes it possible to enter the polis and build it. The modern understanding of hysteria comes not only from relations with the father and mother, but also with brothers and sisters (siblings).

According to Salonia, the hysterical person remains hanging between the expulsive mother, the non-approaching father (because he is always not at home or rigid) and the brother or sister who too early takes away affective space. It derives from this that for the hysterical modality, fixation of attention and energy occurs on the environment, and the self is more in it than in itself, which speaks of problems with boundaries and with separation, in the process of which much of fear and anxiety are hidden. And then “ anything is relevant” (“anything is relevant” PHG, 1951) indicates that nothing is assimilated.

 

“According to Salonia, in a hysterical modality the confluence is represented both as a need for a healthy merger, and as an anxiety of differentiation (acceptance of a difference), i.e. the style of relationships is marked by the search for “similarity” and anxiety of difference. “(Rosaria Lisi)

 

A hysteric is a person with confluent predispositions. He learned to imitate the behavior that is appropriate for his environment, without restoring the spontaneity and creativity of the body in accordance with its needs. His behavior is theatrical, dramatic, charming and manipulative and with targeted appeals, but is characterized by shallow and piecemeal contact, since energy cannot be directed inward, instead it is intensified outside and tries to capture more things, feel more, see more, have more.

The Id function impairments in hysteria are characterized by the fact that sensing cannot be assimilated, so the work of the Gestalt therapist must occur at the level of the Personality function in order to assimilate experience, maintain its clarity and separation with the function of Personality of the therapist without anxiety, worry and fear.

The Ego function also receives a call to find a solution between what a hysteric feels (the ID function) and who he becomes (the Personality function) to find a creative solution, and not to imitate actions and play using the usual Ego function that in a hysteric consists of imitation of the environment.

Salonia offers to work with the ID function, relying on the following client’s assignment of his own body: “these are my hands, these are my shoulders, these are my eyes”, “I feel anger, but I am not anger myself”.

If for a narcissist the need for admiration serves to feel the guarantee not to be humiliated, disqualified and disappointed, then for a hysteric not to be in the spotlight means not to exist and causes the fear of losing the ground under your feet. For him inherent is fear of non-existence and inadequate sexual seduction with provocative behavior. A hysterical person tries to focus on YOU in order to create WE without I. It is as if he does not live through his emotions, but lives with the emotions of the environment and other people. His emotions change quickly, so in therapy it is important to work not with the emotions themselves, but with the senses and meanings that he associates with the experiences. The hysterical person uses appearance to attract attention, and the visible body as a function of being visible (does not have a body, but is one). His speech is abundant and impressionable, theatrical and with an exaggerated emotional expression, but with a lack of details, as it does not come from a narrative history assimilated through his own experience, and the biographical function of Personality is not a verbal copy of the ID function (as Goodman called it). Hysterical personality easily falls under the influence of others and circumstances, and also often considers the relationship more close and intimate than it really is, which indicates to blurred boundaries and a tendency to merge. Salonia advises the therapist to say more often “I AND YOU” instead of “WE”, focusing on the “AND”, which testifies to both compatibility and separation at the same time.

Uncontrolled spontaneity and too shallow and imaginary desire of a hysterical person lead to organizing the experience of the imaginary desired and provoke imitative behavior, imitative play, and the body turns into a scene where an overdose of spontaneity emotions and desires makes ideas and inventions capricious or sexifies them because of strong excitement, which does not activate the function of orientation and does not give energy for manipulations (actions) with the environment. A hysteric imitates and plays to feel that he is living, since the need to be visible by others is urgent in order to confirm his existence, and his self is immersed in suppressive darkness.

There is a difference between playing as the creative function of the Ego from living full contact, in which we are both similar and different in our distinctions, and imitating the game as a hidden hysterical desire to be in that contact. It is also worth distinguishing the ability to imitate, which is based on mirror neurons and includes the concept of introjection for learning (a process that assimilates new beliefs and feelings in Personality) with imitation, which does not correspond to the real needs of a person with hysterical modality, but is reproduced impulsively from bodily tension in order to exist in the eyes of others, and by doing so it represses the feeling of the whole body, which leaves only one of its parts speaking, and itself belongs to the environment.

The experiences that the other person lives through (including the therapist) in relation to the hysterical person are noted to be the impossibility to interpret the behavior for their complete satisfaction, which in fact indicates a weak awareness of the hysterical person’s own needs and true desires. This can be traced back to the example of Freud’s work with Anna O. and Dora, whom he gave the opportunity to speak out, which launched the healing process, but due to his commitment to the Oedipus complex, he missed the chance to realize his father’s transference as the need of patients to feel warmth towards a man who cares about her interpreting these impulses of contact intentionality as sexual attraction.

Paradoxically, from these cases of work, psychoanalysis arose. At the same time, the book contains the arguments of various authors that Freud’s hysteria lies in the fact that he, having directed all his attention to vertical relationships, lost sight of horizontal relationships, since he himself did not cope with the sibling complex (relations with brothers/sisters) . Therefore, the modern vision of hysteria takes into account both vertical and horizontal relationships, arguing that it is from the latter that the ambivalence of feelings flows, causing an identity violation, which instead of looking for the answer to the question “Where am I?”, looks for the answer to the question “Who am I?” by imitating behavior in relationships with others, rather than trying to confirm their existence.

The ambivalence of feelings originates in the horizontal relationship of brothers/sisters, as the emotional intensity ranges from love to jealousy, from cooperation to competitiveness and the struggle for space, from admiration to envy. Feelings of envy, for example, taking into account violations of horizontal relations, indicates only that a person does not feel his place next to siblings, and is a sign that he is not aware of his internal processes, and the only possibility for him to realize his needs is to reproduce the feeling of envy from the environment, i.e. find another person, with jealous to whom he can identify his desires or needs. In this case, the body is in the space of the environment, and not felt by a person, which indicates to a non-integrated person without the ability to sense his own needs and desires from within himself. Therefore, envy says that a person is looking for an answer in the environment to the question “Who am I?” Instead of “Where is my place?”. The hysterical person needs the other to confirm his existence and the sensation of life, while the other person turns from a subject into an object, and is not perceived phenomenologically as “being” and another life next to me. Hysterics treat the other not as YOU, but as a means of existence, which gives him the opportunity to be no different. To overcome the sibling complexes (sibling-horizontal) means to assimilate the following in Personality: I am unique, but not the only one.

The danger for humanistic fields of psychotherapy in working with clients with a hysterical modality of relationships is that they are often confused with a neurotic entity, therefore, taking into account all the above characteristics, the therapist must be especially attentive.

In conclusion, I emphasize that what in DSM-5 is called Hysterical Personality Disorder in Gestalt therapy is called the Hysterical modality of relationships. Thus, Gestalt therapy transforms the original vision of the psychoanalytic model, from which psychotherapy was born as a method of “treating with a word”, and provides its enriched, more complete and promising vision of the process of “treatment.”

 

 

The article is based on the Rosary Lisi book «Hysteria and Gestalt Therapy. When everything is in relation» — Rosaria Lisi Isteria e Gestalt Therapy. Quando tutto è partinente. Gestalt Therapy Kairos. Collana diretta di Giovanni Salonia. 2019, Il Pozzo di Giacobbe.

Last articles

Studies of parent-child relationships and the psychology of education

  • psychotherapy
  • special children

The family is primarily a space in which children acquire cognitive and emotional abilities. The role of the family in the development of the child cannot be devalued, since it is there that the main qualities are formed, with which children then enter the adult world of social rules and relationships with many other people […]

Dual nature of aggression

  • psychotherapy
  • special children

Aggression (ad + gradi – “to move towards something”) is one of the basic driving emotions, behind which there is always a need. Aggression at its root is … striving towards someone, making contact whether for the sake of friendly affirmation of oneself and another, or for the sake of enmity… The opposite of aggression […]

Positive and Negative Feelings. Embodiment in Space and Time

  • psychotherapy

A person is always more than he knows about himself. We are in the vast immensity of the world, and as limited as our body is, so unlimited is the power of our consciousness and thought. Everything exists simultaneously as a single (the image of the whole world) and as a separate (its details). In […]

The Psychology of Selling and the Aesthetics of Atmospheres

  • psychology of money
  • psychotherapy

If you ever wonder, how to promote your services or goods, in order to build wider audience of clients, to whom the results of your work could be useful, you will most likely be interested in getting to know something about the psychology of the selling and the principles on which it is based. I […]

The research of neurosciences and practice of Gestalt psychotherapy

  • psychotherapy

Modern neuroscience research is becoming more and more intensively introduced into the theory and practice of psychotherapy, and it is becoming more and more obvious that its discoveries fully support the principles of Gestalt therapy. The results of brain research more and more confirm the correctness of the approach of Gestalt psychotherapeutic practice, focused on […]

Татьяна Евтушок

Психотерапевт. Гештальт-коуч

Истерическая модель отношений и ее переосмысление в теории и практике Гештальт терапии

  • психотерапия

Существует ли истерия в наши дни? Современные тенденции работы с психопатологией в Гештальт терапии незаслуженно игнорируют истерическую модальность отношений, так как считают истерию изжитым явлением, присущим женщинам прошлого времен Фрейда. Розариа Лизи, автор книги, которая вышла в мир весной 2019 года на базе итальянского Института Гештальт Терапии Кайрос (год основания 1979), под названием «Истерия и Гештальт Терапия. Когда все в отношении.», ссылаясь на разработки директора института Джованни Салониа, в полной мере описала, как истерия присуща нашему современному обществу, в равной степени мужчинам, и женщинам, обосновав ее истоки и актуальность, а также «пропустила» ее через Гештальт терапевтическую теорию, подкрепленную практикой. Так как книга пока только на итальянском, а идеи ее захватили меня настолько, что я посчитала необходимым  вывести их в свет, в этой статье я попыталась максимально сконцентрированно передать ее суть, ведь и психотерапия (психоанализ), как метод «лечения словом», зародилась именно из истерии.

Изначально истерия (от др.гр. «матка») считалась психическим расстройством женщин. В своей книге автор показывает, как с течением времени это расстройство было пересмотрено, а ее симптомы открывались с других сторон, поэтому сейчас она считается присущей также и мужчинам, а происхождение ее названия от слова «матка» указывает уже не на женскую сторону, а материнскую, что дает жизни детям (сыновьям и дочерям), которые вступают в мир не только лишь вертикальных отношений с родителями, но и горизонтальный мир братьев и сестер, что образует возможность выходить в полис и строить его. Современное понимание истерии исходит не только из отношений с отцом и матерью, но и с братьями и сестрами (сиблингами).

Согласно Салониа, истерическая личность остается подвешенной между изгоняющей матерью, неприближающимся отцом (потому что он всегда не дома или ригидный) и братом или сестрой, который/которая слишком рано забирает аффективное пространство. Из этого следует, для истерической модальности фиксация внимания и энергии происходит на окружающей среде, а самость находится больше в ней, чем в себе, что говорит о проблемах с границами и с сепарацией, в процессе которой скрывается много страха и беспокойства. И тогда «все связано» («anything is relevant» PHG, 1951) указывает на то, что ничего не ассимилируется.

 

«По Салониа, в истерической модальности конфлюенция представлена и как потребность в здоровом слиянии, и как тревога дифференциации (принятия разности), т.е. стиль отношений отмечается поиском «сходства» и беспокойством различия.» (Розариа Лизи)

 

Истерик – человек с конфлюентными предрасположенностями. Он научился имитировать поведение, которое находит подходящим его окружение, без восстановления спонтанности и творчества организма в соответствии с его нуждами. Его поведение театральное, драматическое, очаровательное и манипуляционное и с адресными обращениями, но при этом характеризуется поверхностным и штучным контактом, так как энергия не может быть направлена внутрь, вместо чего интенсифицируется вовне и пытается захватить больше вещей, больше ощутить и почувствовать, больше увидеть, больше иметь.

Нарушения функции Ид в истерии заключаются в том, что ощущая, невозможно ассимилировать, поэтому работа Гештальт терапевта должна происходить на уровне функции Персонелити, чтобы ассимилировать опыт, поддержать ее ясность и сепарацию с функцией Персонелити терапевта без тревоги, беспокойства и страха.

Функция Эго также получает вызов найти решение между тем, что ощущает истерик (функцией ИД) и тем, кем он становится (функция Персонелити), чтобы найти творческое решение, а не по старому сценарию имитировать действия и играть с помощью привычной функцией Эго, которая у истерика состоит из имитации окружающей среды.

Салониа предлагает работать с функцией Ид, опираясь на следующее присваивание клиентом собственного тела: «это мои руки, это мои плечи, это мои глаза», «я чувствую злость, но не являюсь самой злостью».

Если для нарцисса потребность в восхищении служит для того, чтобы почувствовать гарантию не быть униженным, дисквалифицированным и разочарованным, то для истерика не быть в в центре внимания означает не существовать и вызывает страх потери земли под ногами. Ему присущи страх не существовать и неадекватная сексуальная соблазнительность с провокационным поведением. Истерический человек пытается быть сфокусированным на ТЫ, чтобы создать МЫ без Я. Он будто не проживает свои эмоции, а живет эмоциями окружающей среды и других людей. Его эмоции быстро меняются, поэтому в терапии важно работать не с самими эмоциями, а со смыслами и значениями, которые он связывает с переживаниями. Истерическая личность использует внешний вид для привлечения внимания, а видимое тело как функцию быть видимым (не имеет тело, а является им). Его речь изобильна и впечатлительная, театральная и с преувеличенным эмоциональным выражением, но с нехваткой деталей, так как не исходит из наративной ассимилированной через собственный опыт истории, а биографическая функция Персонелити не является вербальной копией функции Ид (как называл её Гудман). Истерическая личность легко попадает под влияние окружающих и обстоятельств, а также часто считает отношения более близкими и интимными, чем это есть на самом деле, что свидетельствует о размытых границах и склонности к слиянию. Салониа советует терапевту чаще говорить «Я И ТЫ» вместо «МЫ», акцентируя внимание на «И», которое свидетельствует и о совместности, и об отдельности одновременно.

Неконтролированная спонтанность и слишком поверхностное и мнимое желание истерической личности ведут к организации опыта надуманно желанного и провоцируют наигранное поведение, имитативную игру, а тело превращается в сцену, где передозировка эмоций спонтанности и желаний делает идеи и изобретения капризными или сексуализирует их из-за сильного возбуждения, которое не активизирует функции ориентации и не дает энергию для манипуляций (действий) со средой. Истерик имитирует и играет, чтобы ощущать, что он живет, так как актуальна необходимость быть видимым другими, чтобы подтвердить свое существование, а его самость погружена в подавляющий мрак.

Существует разница между игрой как творческой функцией Эго из живого полного контакта, в котором мы и схожи, и отличаемся в своём различии, и имитацией игры как скрытым истерическим желанием быть в этом контакте. Также стоит разграничить саму способность имитировать, которая основывается на зеркальных нейронах и включает понятие интроецирования для обучения (процесс, который ассимилирует в Персонелити новые убеждения и чувства) с имитацией, которая не соотносится с настоящими потребностями человека с истерической модальностью, а воспроизводится из телесного напряжения импульсивно с целью существовать в глазах других, чем вытесняет чувствование всего тела, которое оставляет говорящей лишь одну свою часть, а само принадлежит окружающей среде.

Переживания, которые проживает другой человек (в т.ч. терапевт) в отношениях с истерической личностью, отмечаются как невозможность интерпретировать поведение для своего полного удовлетворения, что на самом деле указывает на слабую осознанность истеричной личностью собственных потребностей и истинных желаний. Это можно проследить на примере работы Фрейда с Анной О. и Дорой, которым он дал возможность высказываться, чем запустил процесс исцеления, но из-за приверженности комплексу Эдипа, упустил шанс осознать отцовский перенос как потребность пациенток почувствовать тепло к мужчине, который заботится о ней, интерпретировав эти порывы интенциональности контакта как сексуальное влечение.

Парадоксальным образом, из этих случаев работы и возник психоанализ. При этом, в книге приводятся доводы разных авторов того, что истерия Фрейда заключается в том, что он, направив все свое внимание на вертикальные отношения, упустил из вида горизонтальные отношения, так как сам не справился с сиблинговым комплексом (отношениями с братьями/сестрами). Поэтому современное видение истерии берет во внимание как вертикальные, так и горизонтальные отношения, утверждая, что именно из последних вытекает конфликт амбивалентности чувств, порождающий нарушения идентичности, которая вместо того, чтобы искать ответ на вопрос «Где я?», ищет его на вопрос «Кто я?» посредством имитации поведения в отношениях с другими, чем пытается подтвердить свое существование.

Амбивалентность чувств берет начало в горизонтальных отношениях братья/сестры, так как эмоциональный накал колеблется от любви к ревности, от сотрудничества к конкурентности и борьбе за пространство, от восхищения к зависти. Чувства зависти, к примеру, с учетом нарушений горизонтальных отношений, указывает лишь на то, что человек не чувствует своего места рядом с сиблингами, и является признаком того, что он не осознает своих внутренних процессов, и единственная для него возможность осознать свои потребности – это воспроизвести чувство зависти из среды, т.е. найти другого человека, завидуя которому можно опознать свои желания или потребности. В этом случае, тело находится в пространстве окружающей среды, а не ощущается человеком, что свидетельствует о не интегрированной личности без возможности ощутить собственный потребности и желания изнутри себя самого. Поэтому зависть говорит о том, что в окружающей среде человек ищет ответ на вопрос “Кто я?” вместо “Где мое место?”. Истерической личности другой просто необходим для подтверждения своего существования и ощущения жизни, при этом другой человек превращается из субъекта в объект, а не воспринимается феноменологически как “бытие” и другая жизнь рядом со мной. Истерик к другому относятся не как к ТЫ, а как к средству существования, что дает ему возможность — не отличаться. Преодолеть комплексы братьев-сестёр (сиблинговые горизонтальные) значит ассимилировать в Персонелити следующее: я уникальный, но не единственный.

Опасность для гуманистических направлений психотерапии в работе с клиентами с истерической модальностью отношений состоит в том, что часто их путают с невротической организацией, поэтому учитывая все вышеперечисленные характеристики, терапевт должен быть особо внимательным.

В завершение подчеркну: то, что в DSM-5 носит название Истерического расстройства личности в Гештальт терапии называется Истерической модальностью отношений. Тем самым Гешталь терапия преобразует изначальное видение психоаналитической модели, из которого вообще родилась психотерапия как метод “лечения словом”, и предоставляет свое обогащенное, более полное и перспективное видение процесса “лечения”.

 

 

Статья написана по материалам книги Розарии Лизи «Истерия и Гештальт Терапия. Когда все в отношении» — Rosaria Lisi Isteria e Gestalt Therapy. Quando tutto è partinente. Gestalt Therapy Kairos. Collana diretta di Giovanni Salonia. 2019, Il Pozzo di Giacobbe.

Последние статьи

Исследования детско-родительских отношений и психология воспитания

  • особые дети
  • психотерапия

Семья – это в первую очередь пространство, в котором дети обретают познавательные и эмоциональные способности. Роль семьи в развитии ребенка невозможно обесценить, так как именно там формируются основные качества, с которыми дети вступают потом во взрослый мир социальных правил и взаимоотношений с множеством других людей и систем. От этих качеств зависит и качество самой жизни, […]

Двойственная природа агрессии

  • особые дети
  • психотерапия

Агрессия (ad + gradi – «продвигаться к чему-либо») – одна из базовых движущих эмоций, за которой всегда стоит потребность. Агрессия в корне своем есть… устремление к кому-то, завязывание контакта будь то ради дружеского утверждения себя и другого, или ради целей вражды… Противоположностью агрессии является не миролюбие или уважение, или дружба, а изоляция, состояние полного отсутствия […]

Положительные и Отрицательные Чувства. Воплощение в Пространстве и Времени

  • психотерапия

Человек всегда больше, чем он о себе знает. Мы находимся в огромном необъятном пространстве мира, и насколько ограничено наше тело, настолько не ограничена сила нашего сознания и мысли. Все существует одновременно и как единое (образ целого мира), и как отдельное (его детали). В каждом отрезке времени мы конечны и бесконечны одновременно именно благодаря способности мыслить […]

Психология продаж и эстетика продающей атмосферы

  • психология денег
  • психотерапия

Если вы когда-нибудь задумывались, как продвигать свои услуги и товары для того, чтобы охватить как можно больше клиентов, которым могут быть полезны результаты вашей деятельности, вам наверняка будет интересно узнать кое-что о психологии продаж и принципах, на которых они базируются. У меня нет намерения учить вас, что и как нужно делать, чтобы завлекать клиентов, так […]

Исследования нейронаук и практика Гештальт психотерапии

  • психотерапия

Современные исследования нейронаук все интенсивнее внедряются в теорию и практику психотерапии и все очевиднее демонстрируют, что их открытия полностью поддерживают принципы Гештальт терапии. Результаты исследований мозга все больше и больше подтверждают верность подхода Гештальт психотерапевтической практики, сфокусированной  на присутствии «здесь и сейчас», телесных проявлениях и процессе построения и проживания опыта. Нейропсихолог Аллан Шор говорит о […]